Обучение с подкреплением в нейросетях на примере OpenAI Gym
Обучение с подкреплением — это один из наиболее эффективных методов машинного обучения. Его суть заключается в том, что искусственный интеллект (например, нейросеть) получает награду или наказание в зависимости от совершенного им действия в окружающей среде.
Рассмотрим применение обучения с подкреплением на конкретном примере библиотеки OpenAI Gym, которая симулирует различные окружающие среды для обучения ИИ.
1. Окружающая среда OpenAI Gym
В Gym есть множество готовых окружающих сред, в которых можно обучать нейросети. Например, игры Atari, роботы-манипуляторы, симуляторы физики и многое другое. Мы возьмем простейшую среду CartPole-v1 — удержание шеста в вертикальном положении:
Наша цель — обучить нейросеть управлять тележкой так, чтобы шест как можно дольше оставался в вертикальном положении. Для этого сеть на каждом шаге выбирает одно из двух действий: двигать тележку влево или вправо.
2. Нейросеть и обучение
Создадим простую нейросеть на PyTorch с двумя полносвязными слоями. На вход она получает текущее состояние среды (координаты тележки и шеста), на выходе возвращает одно из двух действий:
import torch
import torch.nn as nn
class Model(nn.Module):
def __init__(self):
super().__init__()
self.net = nn.Sequential(
nn.Linear(4, 128),
nn.ReLU(),
nn.Linear(128, 2)
)
def forward(self, x):
return self.net(x)
Обучать сеть будем с помощью алгоритма PPO — одного из наиболее эффективных методов обучения с подкреплением в последние годы. PPO позволяет обучать политику (модель, выбирающую действия) путем максимизации вознаграждения от среды.
На каждом шаге обучения мы будем:
- Запускать текущую политику в среде, собирая траектории взаимодействия (state, action, reward)
- Обновлять политику, максимизируя вознаграждение по собранным траекториям
Такое обучение позволяет эффективно находить оптимальную стратегию управления средой.
3. Вознаграждение
Важнейшей частью обучения с подкреплением является функция вознаграждения, которая выставляет числовой результат действия агента. В нашем случае логика простая:
- Если шест упал, вознаграждение -1 (наказание за провал)
- За каждый кадр, где шест сохраняет вертикальное положение — +1 (поощрение)
Таким образом, задача нейросети — максимизировать суммарное вознаграждение в эпизоде, что равносильно удержанию шеста подольше.
4. Результаты
После обучения в течение нескольких тысяч эпизодов нейросеть научится управлять тележкой, поддерживая шест вертикально на протяжении сотен кадров — гораздо лучше, чем случайные действия.
Таким образом, метод обучения с подкреплением позволяет эффективно находить оптимальную политику поведения в сложных средах, руководствуясь только скалярным сигналом вознаграждения.
Вопросы и ответы
Вопрос: Как выбрать функцию вознаграждения в сложных задачах?
Ответ: Часто вознаграждение выбирается на основе экспертных знаний о задаче. Например, за победу в игре +1, поражение -1. Также можно использовать методы поиска вознаграждения, где сеть сама его моделирует.
Вопрос: Какие алгоритмы обучения с подкреплением сейчас наиболее популярны?
Ответ: На данный момент лучшими считаются PPO, A2C, DDPG, SAC. Они показывают стабильно хорошие результаты на разных задачах.
Вопрос: Где еще применяется обучение с подкреплением кроме игр?
Ответ: В задачах робототехники, управления дронами, в финансах, медицине, и многих других областях. Это универсальный метод решения задач управления в условиях неопределенности.