История создания виртуальной реальности
Виртуальная реальность — это технология, которая позволяет пользователю погрузиться в компьютерно-сгенерированный мир и взаимодействовать с ним. Считается, что концепция виртуальной реальности зародилась еще в 1950-х годах, но настоящий прорыв произошел лишь в конце XX века. Давайте проследим историю становления этой удивительной технологии.
Зарождение идеи
Первые идеи о создании виртуальных миров появились в научно-фантастической литературе. Еще в 1935 году писатель Стэнли Уэйнбаум описал концепцию искусственной реальности в своем рассказе Пирамида. А в 1950-х годах авторы научной фантастики активно использовали идею компьютерных симуляций для своих произведений.
Однако настоящий толчок развитию виртуальной реальности дал американский ученый Мортон Хейлиг. В 1950 году он изобрел первое устройство, которое можно назвать прототипом системы виртуальной реальности — Сенсорама. Это был симулятор аттракциона, позволявший зрителю ощущать различные эффекты при просмотре фильма.
Первые шлемы и костюмы
Настоящий прорыв произошел в 1960-х годах, когда появились первые шлемы и костюмы виртуальной реальности. В 1961 году ученые МГУ В. Бонифатов, И.Смирнов, А.Филиппов продемонстрировали первое устройство отслеживания движений головы и глаз человека в электронной системе.
В 1965 году Иван Сазерленд из Гарвардского университета разработал первый шлем виртуальной реальности, который проецировал простые векторные изображения, реагируя на движения головы. А в 1968 году ученый создал первую систему force-feedback (обратной связи), позволяющую пользователю чувствовать объекты в виртуальном мире.
Коммерческое применение
В 1970-80х годах развитие технологий виртуальной реальности активно продолжалось. Ключевыми вехами стали:
1982 год — Томас Фернес создает перчатку данных, отслеживающую движения руки.
1987 год — Джарон Ланье разрабатывает термин виртуальная реальность и основывает одну из первых компаний VPL Research.
1991 год — Компания Virtuality запускает первую многопользовательскую систему виртуальной реальности.
Но по-настоящему технология получила коммерческое применение только в 21 веке, с появлением доступных и продвинутых устройств виртуальной реальности, таких как Oculus Rift (2012 год) и HTC Vive (2015 год). Сегодня виртуальная реальность активно применяется в развлечениях, образовании, медицине, промышленности и многих других областях.
Вопросы и ответы
Вопрос: Кто впервые предложил концепцию виртуальной реальности?
Ответ: Впервые идея виртуальной реальности была описана в научно-фантастической литературе 1930-50х годов. Но в качестве научного термина ее ввел Жарон Ланье в 1987 году.
Вопрос: Когда появился первый шлем виртуальной реальности?
Ответ: Первый прототип шлема виртуальной реальности, отслеживающий движения головы, был создан в 1965 году американским ученым Иваном Сазерлендом в Гарвардском университете.
Вопрос: Где впервые были применены технологии VR?
Ответ: Впервые технологии виртуальной реальности стали применяться в развлечениях и играх. В 1991 году компания Virtuality выпустила первую аркадную игровую систему виртуальной реальности.
Вопрос: Какие современные устройства VR наиболее известны?
Ответ: Среди наиболее известных современных устройств виртуальной реальности — шлемы Oculus Rift (2012) и HTC Vive (2015), которые сделали VR-технологии доступными широкой аудитории.