Бухгалтерские и налоговые аспекты учета доходов и расходов

Различия в бухгалтерском и налоговом учете доходов и расходов организаций. Основные понятия, порядок учета, примеры отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете.

Основные понятия

Доходы и расходы в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете под доходами понимают увеличение экономических выгод organizации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой organizации.
Расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

Доходы и расходы в налоговом учете

В налоговом учете под доходами понимаются денежные и натуральные поступления, учитываемые в совокупности с доходами в неденежной форме.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Порядок учета доходов и расходов

Бухгалтерский учет

  • Доходы и расходы учитываются по методу начисления
  • Доходы признаются в бухучете при наличии уверенности в получении выгод
  • Расходы признаются при наличии уверенности в снижении выгод

Налоговый учет

  • Доходы учитываются по кассовому методу — после фактического получения денег
  • Расходы учитываются после фактической оплаты

Различия в учете

Основные различия:

Показатель Бухгалтерский учет Налоговый учет
Метод учета доходов и расходов Метод начисления Кассовый метод
Признание доходов и расходов При наличии уверенности в получении/снижении выгод После фактического получения/оплаты

Пример

01.05.2022 Организация заключила договор и выставила счет на 10 000 руб.

  • Бухучет: Признается выручка в размере 10 000 руб.
  • Налоговый учет: Выручка не признается, т.к. деньги не поступили.

10.05.2022 Поступила оплата 10 000 руб. по договору на расчетный счет

  • Бухучет: Нет дополнительных проводок, выручка была признана ранее
  • Налоговый учет: Признается выручка в размере 10 000 руб.

Вопросы и ответы

Вопрос: В каких случаях доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете могут совпадать?

Ответ: Доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете могут совпадать в случае, если денежные средства поступают и списываются в одном отчетном периоде с выставлением счетов. Например, если услуга была оказана, выставлен счет и в том же месяце получена оплата — доходы будут признаны и в бухгалтерском, и в налоговом учете в одном периоде.

Вопрос: Как отражается полученный аванс в бухгалтерском и налоговом учете?

Ответ: В бухгалтерском учете полученный аванс учитывается как обязательство, в налоговом учете аванс не признается до момента реализации товаров, работ, услуг. После отгрузки аванс становится объектом налогообложения.

Оцените статью
Учеба легко