Лекции >> Обществознание >> Банк эссе >> Готовые эссе по обществознанию, ч. 24

Готовые эссе по обществознанию, ч. 24

 

"Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельность промышленности и легкость передвижения людей и товаров" (Ф.Бекон)
Высказывание Ф.Бекона, на мой взгляд, затрагивает проблему возможности достижения величия нации и состояния благоденствия общества в конкретных социально –экономических и политических условиях развития, имеющих ограниченный характер ресурсов, присущей любому территориально-географическому региону исторического формирования любой нации. 
   «Великая нация» – эта идея на всем протяжении истории человечества со времен древности до современности становилась целью государственной политики и идеологии в истории многих народов мира. В мировой истории есть много примеров яркой политической деятельности отдельных исторических личностей, ставивших целью своей власти достичь создания великой нации, к которой они сами принадлежали. Каждый из них представлял свой путь, свои методы достижения этой идеи, не всегда справедливые и оправданные, часто связанные лишь с военными действиями, захватнической политикой приводящей к созданию территориально обширных империй и антидемократического политического подавления других народов, подчинения их своей воле, интересам для достижения благоденствия нации. 
   Однако настоящее величие нации, пожалуй, действительно заключается не в силе подавления и подчинения других народов своим интересам, а в способности нации успешно использовать ресурсы своей страны, в условиях, в которых происходит их историческое развитие. В возможности рационально организовать хозяйственную и политическую жизнь общества, способную создать факторы для процветания и благоденствия своей нации. Величие нации проявляется в тех созидательных силах народа, способности осуществлять и мобилизовать все имеющиеся ресурсы в интересах общества. 
   Высказывание Ф.Бекона, на мой взгляд, раскрывает именно этот смысл в достижении величия нации, с чем я полностью согласна. В данном высказывании названы условия , которые по мнению Бекона способствуют успешному развитию нации, достижению ей благоденствия и превращения в великую нацию. Этими условиями являются факторы, обеспечивающие экономический рост общества: плодородная почва – экономический фактор производства - земля(благоприятные природные ресурсы, которыми располагает нация в определенных природно -климатических условиях территории исторического развития. 
   Деятельность промышленности можно рассмотреть как способ организации производственной деятельности общества и уровня технологий, предполагающей более высокие возможности с использованием машинного производства массового характера, способного более эффективно производить необходимые для удовлетворения потребностей общества блага. 
   В легкости передвижения людей скрыт следующий фактор производства как предпринимательская инициатива, которая может быть возможна в создании условий свободы экономической деятельности в обществе, являющаяся результатом его более прогрессивного общественно-политического устройства, а именно демократического режима власти и формирования гражданского общества. Свобода социального перемещения личности в обществе, равенство прав и свобод в возможностях реализации и достижения своих интересов и целей, все эти условия позволяют создать условия экономической свободы выбора, обеспечивающей эффективное развитие национального хозяйства . Легкость передвижения товаров, можно понимать как грамотную работу экономических законов рынка, ведь только в такой ситуации экономической свободы товары могут с распространяться на рынке, находить своих потребителей, полностью удовлетворяя потребности общества, создавая прибыль для производителей и приводить к созданию в целом национального дохода общества, определяющего его благосостояние. 
   С точки зрения экономической науки такая ситуация для страны является идеальной и вместе с тем встречается крайне редко. Одним из примеров может послужить такая, претендующая на великую нацию в современном мире нация, как американцы. Исторический путь развития американцев является ярким примером успешного использования всех этих ограниченных факторов производства в максимальной степени: это благоприятный климат, наличие ресурсов в условиях их ограниченности, характерной для всех народов и стран мира, американцы организовали такую производственную деятельность общества, разработали такой тип экономической системы, которая позволяет более рационально и с более эффективными результатами добиться обеспечения общества материальными благами, позволяет иметь высокий уровень жизни нации, обеспечить ее благосостояние, немаловажную роль в этом сыграла и либеральная политика государства в отношении рыночной экономики и т.д.. 
 
 
«Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ)
 Эта фраза принадлежит одному из умнейших людей цивилизации, древнегреческому ученому Сократу. 
   В высказывании поднимается проблема несовершенство знаний. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды. Даже таблица умножения, которую мы выучили в первом классе, оказывается, может быть использована только в десятичной системе счёта. Ньютон устарел перед Эйнштейном, а взгляды Эйнштейна будут пересмотрены физиками будущего. И этот процесс бесконечен. Произнося свою знаменитую фразу, Сократ понимал несовершенство своего знания. 
   Но человек не был бы человеком, если бы не стремился к невозможному. Познать непознанное и совершенствовать свои знания - это те цели, ради которых стоит жить и наличие которых отличает нас от животных. 
   Например, российский писатель, великий гуманист Л. Н. Толстой - человек получивший образование, повидавший много на своем веку, продолжал самообразование до конца своих дней. Он так же считал что познать все невозможно, но можно знать многое... 
   Итак, Сколько бы человек не получал новых знаний, то, что ему ещё предстоит узнать, будет бесконечно велико. Как гласит народная мудрость – «Век живи - Век учись...» 

 

"Народ, лишенный искусства свободы будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией" (И.А.Ильин)
Многие народы за всю историю своего существования переживали трудные времена и наоборот, - подъемы. Вспомним знаменитую теорию Тоинби: он так же представлял историю как волновой процесс. Причиной таких изменений, как кажется на первый взгляд, была власть. Но если мы заглянем глубже в историю, то увидим, что только народ мог повлиять на свою судьбу. Когда народ не участвовал в жизни госу-ва в силу своей разобщенности, неспособности, неопытности, был настроен против власти и имел с ней множество противоречий, то складывалась анархия или деспотия. Такой народ, по мнению Ильина, лишен искусства свободы. Примером может послужить правления Ивана Грозного - время, когда государство оказалось в пропасти между деспотом-царем и народом. 
   Существуют так же мнения, согласно которым судьба государства, а значит и народа, зависит от отдельно взятых людей. Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может опрокинуть. Однако устойчивости лодки будет зависеть от умений гребца. Следовательно, значимость отдельных людей так же имеет место. И истории известны случаи, когда в слаборазвитом и не сплоченном народе является могущественный лидер и вместе с ним нация обретает величие. Среди таких людей - Александр Македонский, Петр Первый. Кроме замечательных личных качеств они были еще и близки народу духовно. Легенда гласит, что Александр Македонский знал всех своих войнов по именам! 
   "Работает" ли это в наши дни? Безусловно, но в современном обществе "потребления" искусство свободы все чаще отождествляют с богатством данной нации. Но на самом деле оно не выражается в количестве нефти и газа, не в числе чиновников, а в умении народа вместе качественно решать назревшие проблемы, противостоять внутренним и внешним угрозам. 
   Таким образом, именно народ и никто другой имеет исключительно ключевую роль в жизни государства. От того, каковы его ценности, цели и намерения, зависит его будущее.
 
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека, отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно согласна. 
   Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности. Известно, что деятельность - это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. Любой из нас - и мудрец, и шалун — в процессе деятельности познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также формирует самого себя (свою волю, характер, способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет. 
   Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека, на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки - матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное — в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности. 
   Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут мудрецами. 

 


Лекция добавлена 26.04.2012 в 01:11

Смотрите также:
Готовые эссе по обществознанию, ч. 42
Готовые эссе по обществознанию, ч. 44
Готовые эссе по обществознанию, ч. 21